Не просто шашки  



 
История развития русских шашек

Куличихин А. И.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

История возникновения шашечных игр на 64-клеточкой доске давно привлекала внимание зарубежных теоретиков. С их исследованиями частично познакомил русских шашистов М. Гоняев (1849 -  1891), он же перевел (1877) на русский язык теорию голландского ученого А. Линде и сделал ее критический разбор.

Позднее вопросами истории шашек занимался Д. Gapн (1859­1921) - автор книги «Древность игр в шашки и шахматы». Изучая труды зарубежных теоретиков, он пришел к заключению, что вместо того чтобы всесторонне исследовать большинство шашечных игр, они уделяли слишком много места шахматам *.

Современные шашечные игры в странах Европы имеют много общего: доска 8 х 8, 24 шашки, начальное расположение шашек в три ряда, ходы по диагонали, взятие прыжком через битую шашку, приемы запирания для выигрыша, поддавки.

Саргин полагал, что общность игр объясняется наличием в древности какой-то одной шашечной игры, из которой развились современные игры. Такой игрой Саргин считал древнеримские латрункули.

Описания этой игры нет. О содержании ее Саргин высказал гипотезу на основании более древних игр в Греции, Египте и странах Азии.

Большинству любителей шашек исследования Саргина неизвестны, так как его книга, изданная небольшим тиражом, в настоящее время является библиографической редкостью, а обстоятельного разбора исследований Саргина в печати не было.

Поэтому в первых четырех главах текст о древних шашечных играх взят в основном из книги Д. Саргина. Дополняют его материалы из книги К. Круйсвика «Всеобщая история и библиография шашечной игры» и авторский текст.

Изучая историю возникновения и развития игры в русские шашки, автор неоднократно замечал, что в современных сообщениях о развитии игры в России встречаются ошибки и искажения, исправить которые трудно из-за того, что старые издания (например, журналы «Шахматный листок» и «Шахматный вестник», издававшиеся М. Чигориным, «Шашки» П. Бодянского и др.) стали библиографической редкостью.

Попыткой соединить исторические сведения о шашках в странах Европы, Африки и Азии с древнейших времен с очерком об истории игры в русские шашки и является данная книга.

* Английский ученый Э. Тейлор называл шашки «упрощенными шахматами», голландец А. Линде считал шахматы «предком» шашек.

В центральном ее разделе (третьем) показано развитие игры в русские шашки начиная с XVII в. Дореволюционному периоду отведено больше места, так как массовому читателю трудно достать литературу за те годы. По той же причине в главе о советском периоде уделено больше внимания сведениям за довоенные годы (1924-1941), чем за  послевоенный период (1945-1977).

В первом разделе - о шашках в древности - даются более точные исторические данные, чем ранее публиковавшиеся в периодической печати. К тому же автор стремился показать оригинальность и значимость

Второй раздел, по существу,- введение к третьему.

Еще М. Гоняев в 1877 г. отмечал, что не следует считать древние шашечные игры совпадающими с современными шашками. Сходство древних игр с современными только в том, что игры проводились одинаковыми фишками на досках (шашечницах), на которых были сетки из линий, и фишки передвигались по этим линиям. Фишки порой заменялись просто камешками.

Для внесения точности в описания различных шашечных игр ав­тор пользовался следующей терминологией:

п о л е - место, на которое выставляются фишки в процессе игры, причем если полями являются отрезки прямых линий, то шашечницы называются линейными, если точки пересечения линий - сетки, то шашечницы называются точечными, а если полями являются клетки, то клеточными;

х о д - перемещение фишек с одного поля на соседнее; направление перемещения может быть ортогональным, если оно параллельно сторонам клетки, или диагональным, если оно параллельно диагонали клетки.

Саргин в конце своей книги типизировал различные шашечные игры по характерным признакам: 1) игры нардовые - перед тем как сделать очередной ход, надо метать кости, по показаниям очков на которых определяется, сколько фишек и на какое расстояние можно их переместить; при метании костей результат игры зависел не только от искусства игрока, который то выигрывал, то проигрывал партию, но и от случая; 2) игры по расчету - облавного типа, в которых поочередно фишки только выставлялись на доску и в дальнейшем не ходили; 3) игры «чистого расчета», где фишки с начала ведения партии выставлялись на определенные места шашечницы, а затем поочередно ходили на свободное соседнее поле; 4) игры типа "мельницы" где фишки сначала выставлялись на доску, как в облавных играх, а затем перемещались на свободные соседние поля.

Эти характеристики использованы в тексте.

В конце предисловия к своей книге Д. Саргин писал: «Я был бы счастлив, если бы мой труд не остался одиноким и заинтересовал бы русских людей настолько, чтобы среди них нашлись мне преемники».

Автору остается только повторить слова Саргина, ибо данная работа - итог длительных поисков и раздумий.

В заключение считаю долгом поблагодарить первых читателей моей рукописи за ценные советы в работе над этой книгой.

 

ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ

Глава I

В СТРАНЕ ПИРАМИД

 

По археологическим находкам на территории Египта можно судить о жизни и культуре народов, населявших эту страну много веков назад.

В числе находок попадались однородные фигурки (фишки) и доски с сетками из пересекающихся линий для настольных игр. По сходству их с современными шашками такие древние игры были названы египетскими шашками.

              У селения Саккари, к северу от пирамиды фараона Тету (около 3000 лет до н. э.), в гробнице вельможи Меры на рисунках настенной живописи изображены скорбящие жены Меры с сыновьями, а Мера - за игрой в шашки. В гробнице Реготена в Медуме (около 2800 лет до н. э.) иероглифами изображены предметы, положенные в могилу, среди них - шашечная доска.

         

Примерно за 2500 лет до н. э. в Египте применялись игры с количеством фишек 6 х 6 (рис. 1). Изображение снято, по свидетельству русского востоковеда О. Сенковского, «с фивских памятников с сохранением подлинного стиля».

Играли не только на столиках, а иногда прямо на земле, где расчерчивалась сетка для игры. Шашками увлекались не только простые смертные, но и фараоны. Так, в одном из папирусов содержится рисунок, на котором изображен фараон Рамзес III (1198-1161 гг. до н. э.) за игрой в шашки с женой (рис. 2).

Очевидно, египтяне играли в шашки не только дома, но и брали их с собой в дорогу. Об этом свидетельствует найденная переносная шашечница в виде продолгова­той шкатулки, на одной стороне которой была сетка из 30 клеток, а на другой - из 20 (р и с. 3). 5 клеток были отмечены розетками или другими знаками. Назначение этих отметок неизвестно. В 1908 г. на острове Кипр был найден богато укра­шенный ящик из слоновой кости и при нем круглые плоские шашки из слоновой кости. На его верхней стороне была шашечница (около 1200 лет до н. э.). Исследователь посчитал, что «это произведение египетского искусства», поскольку Египет в то время был в живом общении с Кипром и Грецией.

Расшифровать имеющуюся информацию о египетских шашках очень трудно, так как не было описаний к рисункам и находкам. Дополнительные трудности в понимании написанного египетскими авторами создавались тем, что они «всегда и везде о простых вещах писали в полумистическом духе».

Так, о внесении египетскими учеными уточнения в число дней в году (вместо 360 стали считать 365 дней) создана легенда: бог Таот (по другим данным Тевт.- А. К.), играя в шашки с богиней Луны, выиграл у нее семидесятую часть каждого дня в году, из чего образовались пять прибавочных дней. Казалось бы, при чем здесь шашки? В сочинении Платона есть высказывание Сократа о том, что в окрестностях греческой колонии Навкратис (основана в VII в. до н. э. в дельте Нила) «существовал один из древних богов, что имя его Тевт... что он первый открыл число, счет, геометрию, астрономию, шашки и кости». В этом высказывании имеются ясные указания на связи шашечных игр в Древнем Египте с наукой того времени и упоминание об игральных костях. В хранилищах Лувра в числе других находок нз Египта есть игральные кости в виде тетраэдра.

Известна легенда, записанная греческим историком Геродотом со слов египетских жрецов: фараон Рамзес III спускался в преисподнюю для игры в шашки с богиней земледелия, причем то выигрывал, то проигрывал. Эту игру Геродот назвал «кюбейя», что по-гречески означает игра нардового типа.


           Саргин пришел к выводу, что нардовые игры были известны в Древнем Египте, и предположил, что вид такой игры был близким к древнеперсидской игре нард (на линейной доске и с круговым движением фишек у играющих наподобие движения небесных светил.

Поясняет догадку Саргина рис. 4, на котором приведены описания астрономических познаний у египтян и игры нард. Звездная карта является разверткой участка небесной сферы, вмещающего 12 созвездий зодиака. Этот участок принимается за цилиндр, в основании которого лежит небесный экватор. Видимое движение Солнца отмечается по прохождению его через то или другое созвездие. По долготе развертка делится на 12 поясов, границы которых отмечены четными числами. Развертка разрезана пополам, и пояса с отметками от 12 до 24 помещены под поясами от 0 до 12.


            Пояс 0-2 проходится Солнцем за февраль, пояс 2-4- за март и т. д., пока Солнце не вернется в исходное положение. Такого рода звездные карты составлялись уже за 3000 лет до н. э. в Китае, Вавилове и Египте (БСЭ, т. 3, стр. 323).

Шашечница для игры нард представляет собой низенький ящичек с перегородкой, посредине. В каждой половине по два отделения, а в отделении по шесть линий. Отделение с линиями 19-24 - дом для игрока а, отделение с линиями 7-12 - дом для игрока б. Суть игры в следующем. Перед началом игры фишки ставятся в три кучки, по пяти штук в каждой, на линии 1 (для игрока а) и на линии 13 (для б). Направление движения показано стрелками. По достижении пристани (линия 12 для а) фишки переходят на линию 13 и далее направляются к дому. По достижении линий дома фишки можно сбросить с доски. Для игрока б пристань - линия 24. Его фишки идут к дому, переходя на линию 1, и т. д. Выигрывает тот, кто первым сбросит свои фишки с доски.

Саргин искал в расположении звезд в созвездиях намеки на построение клеточной доски 8 х 8, но кроме «сближений» ничего определенного не получил. Большего можно было бы ожидать в области математики, но Саргин не дожил до опубликования тех открытий об уровне наук в Вавилоне и Египте, которые ныне известны.

Математики Древнего Египта нашли, что площадь круга можно с достаточной точностью принять равной площади квадрата, сторона которого равна 8/s стороны квадрата, в который вписан этот круг. На рис. 5 пунктиром показаны квадрат из 81 клетки и диагональные прямые для нахождения точек, по которым строится квадрат из 64 клеток; площадь его приближенно равна площади круга, вписанного в квадрат 9 х 9.

Сетка такого квадрата найдена была в египетской усыпальнице Курка близ Фив (примерно 1350 г. до н. э.) и описана как «диаграмма», состоящая из четырех досок типа «алькерк» (о доске типа «алькерк» будет сказано более подробно в главах II и III). «Диаграмму» считали за точечную доску 9 х 9, но в Египте не было найдено следов игры с такой точечной доской. Половина же квадрата 8 х 8, как показано в правой части рис. 5, встречалась в разных играх.

Очевидно, квадрат 8 х 8 правильнее считать доской клеточной. Не найдено ни одного рисунка с указанием расстановки фишек в плане. Поэтому трудно определить, по какому направлению ходили фишки. Например, разместить фишки так, как они изображены на рис. 1, невозможно на шашечнице из 30 клеток, если ее принять за клеточную доску. Если же принять ее за точечную доску, то надо допустить, что изображение фишек повернуто под углом, как на египетских рисунках в изображениях человеческих фигур голова и ноги повернуты по отношению к торсу. При таком допущении надо разместить белые фишки на полях а3, б1, г1, е1, з1, к1 (см. рис. 3), а черные - на полях б4, г4, е4, з4, к4, л2. Тогда в проекции фишки будут смотреться, как на рис. 1. Аналогичное построение можно осуществить и на точечной шашечнице 5 х 9, упоминавшейся в описании «диаграммы» из Курны.

Маловероятно, что такое положение было исходным, но, возможно, оно было конечным, т. е. к этому положению надо было стремиться играющим.

В зарубежной печати игра на столике считается похожей на игру по уголкам. Такая игра известна на 64-клеточной доске: шашки (по 12 у каждого партнера) ставятся в три.ряда в правом нижнем от играющего углу шашечницы. Шашки ходят на соседнее поле в ортогональном направлении вперед и влево. Цель игры - перевести свои шашки в лагерь противника. При встрече с шашкой противника, за которой есть свободное поле, своя шашка перепрыгивает через шашку противника, не снимая ее с доски. За один ход можно сделать несколько таких прыжков. Выигрывает тот, кто скорее переведет свои фишки.

В перечисленных выше играх нет ни одной, где было бы замечено взятие фишек с удалением их из игры, как в современник шашках. Даже в нардовой игре побитая фишка передается противнику для последующего «оживления» - введения в игру.

По зарубежным источникам, египетские шашки - игра «вперегонки», где игравшие стремились опередить друг друга в переводе своих фишек в заданное положение. В нардовой игре после того надо еще сбросить фишки в свою очередь хода. Это гипотеза, но она заслуживает внимания.

В египетских шашках еще много тайн, не раскрытых и до наших дней.

 

Глава II

НА РОДИНЕ ГЕРАКЛА И АНТЕЯ

 

В книге Вейса «Внешний быт народов» упоминается, что шашечные игры были известны не только египтянам, но и лидянам, фригийцам и древним грекам и римлянам.

О шашечных играх в Лидии имеется свидетельство Геродота: «Там были фишки для жребия, кости и мячи и другие предметы - фишки для игр на доске (пессои). И они (лидийцы), играя в них, забывали о голоде». (Голод был вызван продолжительной засухой)

О шашечных играх греческие памятники свидетельствуют мало, но упоминают игру нардового типа (кюбейю) и игры чистого расчета, в частности петтейю. Греки приписывали изобретение этой игры Паламеду, одному из героев Троянской войны.

           Сохранились имена выдающихся игроков в петтейю: Диодор из Мегалополиса, Теодор и Леон из Митилены. Последний считался непобедимым в игре.

О родине указанных знаменитых игроков известно следующее. Мегалополис - главный город Аркадии, возник в 370 г. до н. э. В конце III в. до н. э. город был разрушен. Митилена была главным городом острова Лесбос. Расцвет города относится примерно к кончу V в. до н. э. Теперь на его месте остался лишь небольшой поселок.

О петтейе известно следующее.

«Это наиболее славная игра у древних греков; она называлась также «шашки пятилинейные» (такой термин встречался еще у Софокла (497-406 гг. до н. э.), но игра была известна задолго до него); в ней упоминаются пять шашек (по выражению Ю. Поллукса); на доске имелась «священная линия», средняя из пяти, которая называлась так потому, что побежденный уходил с этой линии последним; одна шашка в ней считалась шашкой богов и неподвижной; неопытный иг­рок, по выражению Платона (427-347 гг. до н. э.), бывал в игре так заперт или отрезан, что не знал, куда ходить» (Д. Саргин).

Еще в III в. до н. э. играли в петтейю, но уже у авторов, писавших о древних играх в IV-V вв., правила этой игры смешивались с правилами нардовых игр (полис). Должно быть, к тому времени петтейя была реконструирована и старая игра забыта.

Прежде чем перейти к разбору нардовой игры в Греции, рассмотрим еще одну игру чистого расчета - «городки» и находку шашечной игры в Месопотамии.

Игра чистого расчета, называвшаяся «мельница» или «городки», по свидетельству А. Мишина, распространена в современной Греции, и чертежи ее (рис. 6) встречаются на ступенях знаменитого Парфенона. «В этой игре у каждого по девяти шашек. В свою очередь хода каждый выставляет на доску по одной своей шашке. Ставятся шашки на пересечениях линий и всех мест на доске 24. Когда все шашки сойдут с рук на доску, они приобретают право передвигаться с одного пересечения на свободное соседнее в ту или другую сторону. Кто выставит в ряд на какой-либо прямой три свои шашки, тот строит «мельницу» («городок») и снимает не в счет хода любую шашку из чужих. В один ход можно взять только одну шашку. У кого осталось только две шашки, тот проиграл. Проиграл также тот, у кого все шашки заперты чужими» («Шашечный листок», 1903, стр. 120-121).

Поскольку употребление термина «мельница» для названия всей игры и для специального построения из 3 шашек ведет к путанице, мы будем в дальнейшем применять для такого построения термин "решающая позиция из 3 шашек", сокращенно - «РП-3».

В книге В. Авдиева «История Древнего Востока» (1948) имеется фотография находок при раскопках. Под фотографией подпись: «Серебряная модель лодки и доска для шашечной игры из Ура».

На рубеже IV-III тысячелетий до н. э. в южной части Ирака появилась группа городов-государств. Среди них звездой первой величины можно назвать Ур. Он существовал долго - от первых шумерских царей (начало III тысячелетия до н. э.) до эпохи Дария и Александра Македонского.

Некогда процветавшая на Бахрейне (наименование группы островов в Персидском заливе.- А. К.) цивилизация была связана с двумя древнейшими цивилизациями мира - Шумерской в Двуречье и в долине Инда.


           Предметы, изображенные на фотографии, подтверждают указанную связь цивилизаций. В древности река Евфрат (до слияния с рекой Тигр) протекала непосредственно у г. Ур, обеспечивая водные пути сообщения с Бахрейскими островами.


           Шашечница (рис. 7) представляет собой мозаику из квадратных плиток, смонтированных на каком-то основании. На всех плитках имеются рисунки из точек (возможно рисунки служили указателями для перемещения фишек), а 5 плиток отмечены розетками такого же вида, как на древнеегипетских сетках (рис. 3). Кроме наклееных плиток имеются плитки россыпью (7 светлых и 7 темных) того же размера, как и в шашечнице.

Шашек 14 - 7 темных и 7 светлых. На всек одинаковый рисунок из пяти точек, напоминающий темные кружки (рис. 8).

В зоне рядов «д» и «е», возможно, плитки выломаны. Можно предположить, что месопотамская шашечница - только обломок более сложной мозаики. Примеры такой мозаики известны в Древнем Египте («диаграммы» из Курны).  

         

В игре «городки» есть заимствования из древнейшей шашечной игры, известной под названием простая (или малая) ммельница». На доске (рис. 8) играют двое. У каждого по 3 фишки. Играющие по очередно выставляют их на свободное пересечение линий (поле). Побеждает тот, кто первым выставит 3 свои фишки так, чтобы они образовали прямую - РП-3 («мельницу»). Если же при выставлении фишек никто не построил РП-3, выставленные фишки по одной перемещаются на соседние свободные поля. Кто первым образовал РП-3, тот имеет право снять любую фишку противника, лишая последнего возможности построить подобную решающую позицию.

На доске для простой «мельницы» была какая-то игра в Китае под названием «хе-ло». ( В доске для «китайских шахмат» (рис. 15) заметны очертания доски простой «мельницы».)

О распространении простой «мельницы» в Древней Греции прямых указаний не встречалось. В своей книге Саргин приводит рисунок, на котором изображены два греческих воина за игрой в шашки (рис.9).

Исследуем процесс простой «мельницы». Начинающий (назовем его игрок А) ставит фишку на центральное поле 62. Противник (игрок Б) имеет выбор: поставить фишку либо на конек диагонали, либо на середину стороны квадрата. В первом случае ходы играющих можно записать так: А - б2; Б - в1. Далее игрок А ставит фишку на поле а2, вынуждая ход игрока Б на поле в2. Игрок А третьим ходом ставит фишку на поле в3, вынуждая противника занять поле а1. Четвертым ходом игрок А перемещает фишку а2 на поле а3, угрожая построить РП-3, и выигрывает. Точно так же можно доказать, что и второй план (когда игрок Б ставит первую фишку на середину стороны квадрата) не спасает его от поражения. А - 62, Б - в2;      А - а1, Б - в3; А - в1, Б - 61; А - а1 - а2,        Б - куда угодно; А -а2 - а3, и F17-3 построена.

В такой игре начинающий выигрывает. Необходимо либо бросать жребий, кому начинать, либо переработать игру. Не исключено, что на каком-то этапе примитивная «мельница» или похожая на нее игра была у лидян.

Переработать игру можно по-разному. Один сюжет предполагает исключение центрального поля и увеличение размера доски (рис. 6). На такой доске сохраняется только ортогональное направление перемещения фишек.

Для изменения игры простая «мельница» другим путем надо соединить поля (р и с. 8), чтобы фишки могли перемещаться с полей а2, 63, в2, б1 на соседние в один ход, а не в два.

Если через точки б2, б4, г2, г4 в правой части рис. 8 провести прямые параллельно сторонам квадрата а1 - а5 -д5 -д1, то получится доска «алькерк».

Возможно, что на такой пятилинейной доске была игра по типу простой «мельницы», но с целью создать РП-5 из 5 фишек с правом снять шашку противника. В этом случае становится понятным высказывание Поллукса об игре в пятилинейные шашки.

Описание такой игры не дошло до нашего времени, но идея игры с образованием непрерывной цепи из 5 фишек не пропала бесследно: в «Шашках» П. Бодянского описана игра го-банг на 64-клеточной доске при 12 шашках у каждого партнера, где построивший из своих пяти шашек непрерывную цепь получал право снять шашку противника.

Во втором варианте преобразования простой «мельницы» направ­ление перемещения фишек было исключительно по диагонали. Соответственно менялась и тактика игры; взятие фишек противника обеспечивалось не построением позиций типа РП-3 или им подобных, а приемами, похожими на встречающиеся в сражениях воинов (например, прыжком через битую шашку). Доску для такой игры можно получить путем мозаики двух досок (рис. 10), где для перемещения фишек оставлены только сплошные линии (по диагональному направленио), а пунктиром показаны разметочные линии, образующие те же 32 клетки, какие имелись на доске для игры «городки». Число полей в такой доске 23, т. е. почти не отличается от числа полей в «городках». И если у последних (которые можно рассматривать как «утроенную» мельницу) число фишек утроено - по 9 у каждого игрока,- то для игры на доске, что изображена на рис. 10, число фишек должно быть удвоено, т. е. взято по 6 от каждой стороны. На такой доске, вероятно, и велась игра «петтейя».

Такое предположение позволяет объяснить особенности шашечных игр в прикаспийских странах, особенности построения точечной доски 8 х 7, найденной в Афинах, и шашечную игру в Древнем Риме. На доске афинской находки (рис. 11, слева) было 12 фишек.

Большинство из них на пересечениях линий, а некоторые стояли в клетках, образованных линиями.


           Нечетное число рядов (семь), видимо, вызнано тем, что фишки ходили по доске в диагональном направлении. В этом случае фишки, расположенные симметрично средней линии, на доске будут перемещаться по совпадающим диагоналям, а при четном числе поперечных рядов диагонали для ходов фишек не совпадут. Вид афинской шашечницы и неоднообразное расположение фишек на ней наводят на мысль, что в данном случае имеется какое-то незавершенное преобразование продолговатой доски для игры петтейя в доску квадратной формы. Чтобы завершить трансформацию доски, надо принять число поперечных рядов равным восьми и одновременно сдвинуть на одну клетку вправо или влево расположение фишек в соседних рядах (рис. 11, справа) - диагонали совпадут. В результате точечная доска с числом пересечений 5 х 9 превратится в клеточную доску 8 х 8 с соответствующим удвоением числа шашек у каждого из двух партнеров (по 12).

Такова гипотеза о переходе от древнегреческой игры к шашечной игре в Древнем Риме. Становится понятным также появление впоследствии игр с большой дорогой слева направо (русские шашки) и справа налево (испанские шашки).

Обратимся к играм нардового типа. Об одной из них - «полисе» известно следующее.

Правила ее описаны Поллуксом в 170 г. (Поллукс - греческий лексикограф, живший в конце II - начале III в. н. э. Он составил словарь "Ономастикон" в 10 книгах, в котором собрал древние термины и выражения на антическом наречии. Ему же принадлежит сообщение об игре в ияти­) и сводятся к тому, что играющие должны провести фишки через доску в свой «город». «Игра во много шашек есть плинтион с клетками в линиях. И плинтион же зовется «городом» («полисом»), каждая же из шашек – «собакой». Искусство игры в том, чтобы окружить двумя одномастными шашками таковую другой масти и снять». Несколько дальше к этому добавляется: «Близко к этой игре подходит граммисмос, каковую игру некоторые называют также линиями (чертами)». Э. Тейлор, автор книг «Антропология», «История игр» и др., сообщает об игре «плинтион», что попытки выяснить точные правила этой классической игры до сих пор не увенчались успехом.

Название игры «плинтион» («полис») произошло от греческого слова «плинтос», что значит кирпич, плитка. Судя по основному наименованию игры, в ней была клеточная доска (наподобие месопотамской доски из квадратных плиток), а не точечная.

«Плинтион» имел сходство с нардовой игрой. Поэтому в нем применялось метание костей перед совершением хода.

Сходство в названиях - «полис» и «городки» подсказывает, что в этих играх есть что-то общее. В них встречается положение, называемое «окружением» в облавных играх и «запиранием» в игре «городки».

В плинтионе игрок имеет право ходить двумя фишками. Это дает возможность окружить (запереть) встречную фишку противника, встав на соседних полях, и снять ее с доски (но по правилам нардовых игр снятая шашка снова вводится в игру со стартовой позиции).

У греков была игра с метанием костей и с ходами фишек навстре­чу, а не вдогонку, как в древнеперсидском норде. Возможно, что плинтион и был именно такой игрой; вроде игры вперегонки («по уголкам») с применением нардовых правил для ходов фишек.

На шашечнице для «городков» не все пересечения используются под поля для фишек. На шашечнице для пятилинейных шашек все пересечения используются в качестве полей, но эти поля различны по правам передвижения фишек.

В тех случаях, когда ходы с поля делаются только в ортогональном направлении, «узелок» имеет форму светлого кружка, когда ходы делаются только в диагональном направлении, «узелок» имеет форму кружка с косым крестиком в нем, когда же ходы с поля производятся  и в ортогональном, и в диагональном направлениях, «узелок», имеет форму темного кружка.

 

Глава III

У самого каспийского моря

 

После завоеваний  Александра Македонского (334-324 гг. до н. э.) в странах Восточного Средиземноморья, Передней Азии и Причерноморья возникла огромная империя. Массы населения Македонии, Греции, Фракии, Иллирии и островов Эгейского моря переселялись в завоеванные страны. Греки несли с собой на Восток обычаи, религию и культуру.

Из монархии Александра выделилась в самостоятельное государство ее восточная часть - Греко-Бактрийское царство, которое охватывало территорию Таджикистана, Узбекистана, часть Туркменистана, а также Афганистана и Севера-Западной Индии.

Примерно через сто лет на территории Греко-Бактрийского царства возникло более обширное Кушанское царство, просуществовавшее до 1V в. н. э. На культуру Кушанского царства оказывали влияние культуры Индии, Китая и Рима. Естественно, игры этих стран оказали влияние на игры, бытовавшие в Кушанском царстве.

В связи с этим представляет интерес упоминание художника В. Верещагина об игре, которую он наблюдал в Средней Азии. В своих записках 1867-1868 гг. он писал: «В Ходженте перед лавкой каждый вечер после работы собираются жители... поиграть в игру, похожую на наши шахматы; на земле чертят небольшой палочкой род шахматной доски и передвигают по некоторым правилам маленькие серые и простые камешки. Я играл в нее иногда и, разумеется, постоянно проигрывал».

Собиравший материалы о распространении шахмат у народов Средней Азии И. Савенков предположил, что игра, упоминаемая Верещагиным, могла быть схожа с греческой петтейей или римскими латрункулями.

Влияние Восточной Азии проявлялось в заимствовании некоторых элементов из облавных игр типа японской «го» или китайской «ки». Что же представляет собой эта игра?

Играют двое. У каждого по 161 шашке. Доска 18 х 18, стороны клеток имеют 361 пересечение. Шашки выставляются на пересечениях, по одной в свою очередь хода. Кто окружит шашки противника непрерывной цепью своих шашек, тот снимает с доски окруженные шашки. Простейшие цепи для окружения одной шашки состоят из 2 шашек в углу доски, из 3 на борту доски и из 4 на середине. В других случаях применяются более сложные построения и правила.

На территории Кушанского царства найдены следы шашечных игр, которые дают возможность выявить характер греческих игр, а также получить некоторые данные для определения игры в русские шашки в средние века.

1. «Волк и собаки»

Идея игры - сражение богатыря с воинами, уступающими ему в силе и ловкости. Воины должны взять богатыря в плен, цель богатыря - уничтожить наибольшее количество воинов, чтобы его пленение стало невозможным. В этом случае победа на стороне богатыря.

В рассматриваемой игре богатырем является «волк», а воинами (их 17) - «собаки». Арена борьбы - шашечница с 41 полем, т. е. точками пересечения прямых, с которых фишки имеют возможность хо бить как в ортогональном, так и в диагональном направлении (рис: 13).

     

«Волк» в начале игры занимает поле д5. Он имеет право ходить на соседнее поле вперед, назад и в стороны как в ортогональном, таи и в диагональном на­правлении. «Собаки» размещаются по одну сторону от «волка», занимая поля: 64,5,6; в3,4,5,6,7; г2,3,4,5,6,7,8; д2,8 или д7,8. «Собаки» имеют право ходить на соседнее поле только в ортогональном направле­нии вперед и в стороны, но не назад. (* Возможно, что так ходили фишки ("собаки") в игре «плинтион» (по показанию очков на костях)).

Возможно, что так ходили фишки ("собаки") в игре "плинтион" (по показанию очков на костях).

«Собаки» не имеют права бить «волка» (они должны запереть его, т. е. лишить возможности ходить), «волк» же имеет право бить «собаку», стоящую на соседнем поле, если за «собакой» поле свободное. Бьет волк» по-шашечному, т. е. прыжком через битую «собаку».

3а один ход «волк» может побить несколько «собак», если между собаками» имеются свободные поля (по современной терминологии такие положения называются решетчатыми).

Возможна связь между названием игры и названием народов, кочевавших в Приаральи (эти народы назывались у греческих и персидских авторов «сани»); на древнеперсидском языке «сак» значит собака.

2. Туркестанские шашки.

Эта игра описана П. Комаровым в 1893 г. Для игры берется точечная доска (рис. 13), на которой выделены 2 крепости, каждая в виде прямоугольного треугольника, обращенного вершиной прямого угла к противнику. Защитников крепости 16 (из них 7 внутри крепости, а 9 за ее пределами на полях квадрата в середине шашечницы).

Идея игры - захватить крепость противника, переведя туда свои фишки, или перебить все фишки противника, хотя бьг при этом его крепость не была заполнена чужими шашками.

Все фишки могут перемещаться на соседнее поле по линиям сетки. При встрече с фишкой противника ее можно взять по-шашечному, если за ней свободное поле. За один ход можно взять несколько фишек, как в игре «волк и собаки». Бить не обязательно, но если тот, чья фишка поставлена под бой, потребует взять ее, то нужно бить. Дамок нет.

О возрасте игры ничего неизвестно, но, по мнению Д. Саргина, эта игра из глубокой древности, когда шашки ходили по линиям и целью игры было не истребление шашек, а перевод их с одной стороны доски на другую подобно древнейшему нарду.

В рассмотренных играх явно выражено отображение эпизодов из военных деиствий. Видно, не случайно греки приписывали изобретение петтейи одному из героев Троянской войны - Паламеду.

В туркестанских шашках у противников полное равенство по количеству фишек. В правилах игры предусмотрено право фишек на попятное движение, что связано с идеей игры: не только штурмовать лагерь противника, но и защищать свой лагерь, возвращясь туда после очередной вылазки в ходе борьбы.

Перед началом фишки стоят на всех полях 1-4-го рядов у одного партнера и на 6-9-м рядах у второго партнера. 7 фишек, стоящих на полях: а1, 62, 64, в3, г2, г4, д1 и соответственно на полях а9, 66, 68, и внутри ее, а также диагональные линии сетки а3 - д7 и а7 - д3,  в7, гб, г8, д9, имеют право ходить в диагональном и ортогональном направлениях, а остальные 18 фишек - только в ортогональном направлении. Возникает предположение, что в данной игре соединены две различные игры: в одной фишки ходят только в ортогональном направлении, в другой - только в диагональном.

По Саргину, доска для туркестанских шашек была та же, что и в петтейе. Если учесть, что из доски для петтейи удалены все линии в пределах подступов к флангам крепости (вход туда должен быть один), то гипотезу Саргина следует признать достаточно обоснованной.

Соединение в одну указанных двух игр возможно только в том случае, если в них ударные ходы производятся одинаково. Стало быть, и в петтейе взятие производилось прыжком через битую фишку. Почему же в таком случае до нас дошли столь скудные сведения из греческих источников? Д. Саргин высказал предположение, что петтейя уже в Древнем Риме была перенесена на клеточную доску, которая совпадала с современной шашечницей; в этом переносе на другую доску кроется причина исчезновения петтейи: она быда вытеснена этой новой формой игры, которая сохранила в себе все ее главные составные части.

О нардовых играх в странах Востока мы знаем, что они не европейского происхождении и были известны в Древнем Египге и на Востоке.

У армян и грузин для обозначения выпавших на костях очков употреблялись термины на древнеперсидском языке – фарсы.

У греков и римлян шашки шли навстречу друг другу. В описаниях нарда у Фирдоуси (940-1020), составленных по старинным рассказам, сохранились такие подробности: шашки с каждой стороны размещались на 8 клетках, войска были готовы к взятию города, в игре были две кости, два царя должны были ходить не нанося вреда друг другу (курсив мой.- А. К.).

В этих сведениях можно уловить намеки на месопотамскую шашечницу, на встречное движение фишек к какому-то городу и т. д. Возможно, что здесь идет речь о зачатках нардовой игры для двоих, которая потом превратилась в игру для четверых (на крестообразной доске) .

Игра такого рода под названием «тшу-пу» перешла в Китай в III в. н. э. из Индии.

Глава 1V

ЧТО ТАКОЕ ЛАТРУНКУЛИ

 

В Древнем Риме были шашечные игры как нардового типа, так и чистого расчета - латрункули. Название произошло от слова «латро» (воин, наемный солдат).

Играли много, повсюду, играли и на улицах, и игра была так общеизвестна и любима, что прохожие останавливались, интересуясь трудными положениями; проходили мимо только тогда, когда спешили на пожар.

При Калигуле (37-41) был приговорен к смертной казни Юлий Кан. Он играл в латрункули, когда сотник, ведя отряд осужденных, приказал ему поспешить. Позванный пересчитал шашки и обратился к своему противнику: «Смотри, после моей смерти не соври, что ты выиграл». Затем обратился к сотнику: «Будешь свидетелем, что у меня одной больше». Философ Сенека в своих письмах выражал изумление душевным спокойствием Кана.

Богатый римлянин Писон славился своей игрой в латрункули; он обладал в ней таким искусством, что на игру его собирались глядеть толпой.

Писатель Марциал долго проживал в Риме, но с воцарением Траяна (98 г.) вернулся на родину - в Испанию. Он любил шашки и писал: «Доску, да шашки, да несколько... книг - и я уступлю тебе все прелести нероновых терм».

Прокул, начальник римского легиона в Галлии при императоре Аврелиане (270-275), играя на пиру в Лионе в латрункули, десять раз подряд выиграл, за что в шутку был провозглашен императором.

Сохранились исторические факты, но не сохранилось ни отчетливого рисунка комплекта латрункулей, ни описания этой игры - только редкие и краткие высказывания, изложенные трудным языком и наполненные техническими выражениями, о значении которых еще спорят ученые.

           Разбором этих текстов занимались многие исследователи еще в начале XVII в. Не разгадали игры потому, что хотели непременно найти в «бойцах» (латрункулях) указания на шахматы. Переводили тексты неверно, с натяжками.

В 1694 г. профессор Оксфордского университета Гайд отнес тексты о латрункулях в историю шашечных игр, где отметил, что «в латрункулях, как видится, две (шашки. -А. К.) заключают и берут одну». Это необоснованное утверждение повторялось потом неоднократно в высказываниях ученых.

Епископ Севильский Исидор (560-636) в своей энциклепедии сообщает, что в латрункулях «шашки двигаются частью в порядке («ордине»), частью туда и сюда («ваги»), почему одни называются обыкновенными, а другие блуждающими. Те, которые не могут быть вовсе сдвигаемы, называются пришедшими в отчаяние».

Этот текст становится понятныпа, если принять обыкновенные шашки за простые, «блуждающие» - за дамки, «отчаянные» - за запертые шашки. Отсюда вывод, что простые шашки ходили только вперед, дамки имели право ходить вперед и назад, а «отчаянные» (запертые) хода не имели. При этом «ваги» и «отчаянные» получались в процессе игры.

У римских писателей нет отчетливых указаний, какова была доска для латрункулей и сколько было шашек. Ученый-энциклопедист Варрон (116-27 до н. э.) сравнивал с шашечницей таблицу падежей латинского склонения, говоря, что «здесь два порядка клеток, одни поперечные, другие прямые, как это обыкновенно на доске, на которой играют в латрункули». Значит, доска для латрункулей была клеточная, четырехугольная.

О размерах шашечницы для латрункулей можно судить по тому, что в средние века шахматную игру с 64 игровыми полями называли большой шашечной игрой, а латрункули - малой шашечной игрой из-за совпадения габаритов досок для этих игр, но с разницей в числе игровых полей. Значит, доска для латрункулей была 8 х 8.

О количестве шашек (по 12 у каждого партнера) можно догадаться ло аналогии с построением римских воинов в легионе в три ряда (с промежутками в рядах, из-за чего в каждом ряду помещается по 4 воина).

Идея образования дамок по достижении шашкой пристани (так называется ряд клеток на краю доски в лагере каждого партнера) могла быть подсказана практикой из игры нардового типа (скрип тулы), которая игралась на оборотной стороне шашечницы, так как в игре нард шашки после достижения пристани шли назад к дому.  Дамка как раз и отличалась от простой правом ходить назад.

Отрывочные высказывания о шашках в текстах латинских авторов не давали возможности точно сформулировать основные правила игры «латрункули». С оговоркой («достаточной вероятностью») Саргин писал, что в латрункулях коды простой и дамки одинаковы с современной английской игрой; брать обязательно; при возможности брать в нескольких направлениях - брать большинство; при проходе шашки в дамки простая заканчивает удар и далее в тот же ход брать как дамка не может.

Для формулировки таких правил Саргин взял ва основу правила итальянской, старофранцузской и испанской шашечных игр, потому что был убежден, что культура Римского государства оказала большое влияние на распространение шашек во всех подвластных Риму странах в Европе, Азии и Африке и даже у соседних с ними народов. В зарубежной литературе выдвигались другие гипотезы о сущности латрункулей. В некоторых латрункули принимали за шахматы. В книге А. Петрова «Шахматная игра, приведенная в систематический порядок» (1824) сообщается: «По свидетельству современного писателя, один римский консул приобрел великую славу, выиграв сразу десять партий в шахматы». Сенека в трактате «О спокойствии духа» говорит, что Кан, приговоренный к смерти, играл в шахматы в ту минуту, когда палач вошел к нему для исполнения судебного приговора.

Французский ученый Бек-де-Фукьер (1869) считал, что слово «латрункули» должно относиться к шашкам, двигавшимся лишь вперед, а «латро» - к шашке с расширенными правами, предполагая, что у римлян были шашки с разными движениями при самом начале игры: латроны (множ. число от «латро».- А. К.) стояли в заднем ряду, как слоны в шахматах.

В настоящее время твердо установлено, что шахматы не были известны ни в Риме, ни в Греции.

 

В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И РЕНЕССАНСА

Глава V

ЗА СЕМЬЮ ПЕЧАТЯМИ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

 

Последнее упоминание римских авторов о латрункулях относится примерно к 400 г. н. э., когда Макробий писал в своих «Сатурналиях»; что многие римляне проводили праздник, играя в абак и латрункули. В журнале «Наука и жизнь» (1975, № 11) сообщается, что «безвозвратно погибло огромное количество произведений античных авторов, потому что средневековые монахи соскабливали с пергамента древнеримских манускриптов все написанное, чтобы использовать пергамент для своих целей».

Возможно, что в числе погибших манускриптов были и такие, где упоминалось о шашках. Еще меньше сведений о шашках в средневековой литературе.

Из произведений о шашках на латинском языке известно уже упоминавшееся высказывание епископа Севильского Исидора.

В средневековых сборниках игр вслед за шахматами идет описание трик-трака и «мельницы»... а на шашки нет и намека.

В первом из таких сборников (1283) под словом «шахматы» подразумевался шатрандж - предтеча шахмат.

Трик-трак - игра нардового типа. В ней фишки движутся навстречу друг другу, не убивая чужих фишек, а только давая право бить.

           Перед ходом надо метать кости. Очки начисляются не только ва право бить, но и за занятие целого двора своими фишками, за удержание своего двора и т. д. Кто набирает 12 очков, тот отмечает это занятие «дыры» (их было 12), что засчитывалось за выигрыш партии. Всего же надо было выиграть 12 партий.

В раздел «мельница» были включены игры, принесенные арабами при вторжении в Испанию. Они назывались «алькерк 5х5». Доска в одной из них имеет 25 полей. Шашек по 12 у каждого из партнеров.

Взятие производится прыжком через битую шашку. Цель игры - побить все шашки противника.

Из более поздних литературных источников отметим «Декамерон» Боккаччо и рукопись стихотворного произведения «Сэр Ферумбрас» (1380), где шашки названы «игрой в дамы».

В XVI в. в Испании появились первые книги о шашках. Также до нас дошла рукопись таджикского ученого Абульфатха (1251), в которой сообщалось о том, что европейцам давно знакома игра «фарисия», которую называют королевой игр; играют в нее как в шахматы (курсив автора. - А. К.).

В упоминании о фарисии указано на сходство ходов фишек с ходами ферзя в шатрандже. Видимо, это была все же шашечная игра, но о ней ни в сборниках, ни в другой средневековой литературе европейских авторов нет упоминаний.

Возникает вопрос, была ли на самом деле такая шашечная игра; странно, почему она не попала в известный средневековый сборник игр 1283 г.?

Еще более странным кажется, что в рукописи Абульфатха упоминание об европейцах, знакомых с фарисией, относится не к испанцам (существовало мнение, что в Испании не было шашек до появления первых книг о шашках в XVI в.). Тогда кого же имел в виду Абульфатх? У французов первая книга о шашках появилась лет на сто позднее, чем в Испании, а в других странах Западной Европы еще позднее.

Так, известный исследователь в области игр А. Линде установил, что первые книги по шахматам вышли в свет в Испании в 1495 и 1497 гг., а древнейшие книги по шашкам (тоже в Испании) - в 1547, 1590 и 1597 гг., и сделал вывод, что игра в шахматы развилась раньше шашек.

В средневековых сборниках игр, начиная со сборника 1283 г., «на шашки нет и намека». Это позволило Линде выдвинуть гипотезу о том, что испанская шашечная игра является производной от арабско-испанской шахматной игры. Так он назвал завезенный арабами в Европу шатрандж (шатранг).

Линде считал, что «зарница изобретения шашечной игры могла блеснуть из упражнений в решении кунштюков на шахматной доске». Таких кунштюков он привел пять. Три из них составлены в 1512 г. и явно не годятся, так как успеть изобрести шашечную игру, распространить ее в народе и написать книгу о шашках уже в 1547 г. невозможно. Другие две позиции, правда, по срокам относятся к 1283 и 1300 гг., но невозможны в шатрандже.

Линде пытался сослаться на то, что в шашках много общего с шахматами (доска 8х8, ход шашки как у ферзя и т. п.). Однако в шашках есть такие элементы, которых не существует в шахматах: способ взятия - прыжком через шашку, однородность игрового материала, запирание чужих шашек как высший конечный элемент игры.

К этому следует еще добавить своеобразное расположение шашек в три ряда с промежутками между шашками, чего нет в шахматах. Когда Линде встретился с рукописью Абульфатха, дата которой опровергала его гипотезу, он так и не выяснил, что же это такое - фарисия. Вместо этого он решил узнать, к какому языку относится слово «фарисия».

Бойэ настаивал, что скорее всего шашки родились в результате комбинации идей, заимствованных, с одной стороны, у шахмат, а с другой - у игры, которая была занесена в Испанию арабами («алькерк»). Из шахмат были взяты доска, разделенная на 64 клетки, ходы по клеткам, движение шашек вперед (подобно движению пешек в шахматах), превращение шашки, достигшей последней горизонтали, в дамку.

Движение шашек, и особенно дамки, переставлявшейся подобно ферзю в средневековых шахматах, определило позднее название - «игра дам», принятое во Франции и других европейских странах. Было время, когда все простые шашки назывались дамами.

Бойэ, так же как и Линде, говорил о том, что в средневековых сборниках игр ничего нет о шашках. Правда, он упоминал о существовании игры «латрункули» в Древнем Риме, но отрицал влияние этой игры на дальнейшее развитые шашек по той причине, что в латрункулях не было взятия прыжком через битую шашку.

Надо сказать, что Бойэ был непоследователен в своих выводах. Он утверждал, что в сборнике игр 1283 г. ничего не говорится о шашках, хотя сам же ссылался на комбинацию шахмат с арабской шашечной игрой, которая описана в том сборнике под рубрикой «Мельница». Кроме того, движение шашек по диагонали совсем не похоже на движение пешек в шахматах. Своеобразная расстановка шашек в три ряда совсем не похожа ни на шахматную расстановку фигур, ни на расстановку в арабской шашечной игре. Также спорно и происхождение наименования «дама» от дамы-ферзя.

Совсем иного мнения по этому вопросу Д. Саргин. Он исходил из того, что игра в шашки в средние века называлась игрой в дамы, потому что между шашечной доской и пятнистой шкурой альпийской козы (дамы) было большое сходство, да и в ходах шашек и прыжках козы тоже. Но такая гипотеза противоречила гипотезе Линде о происхождении шашечной игры и потому замалчивалась.

Есть еще одно предположение о происхождении шашечной игры. Его выдвинул испанский шахматист Хосе-Брунет-Беллит.

Шашки произошли из той игры, которую занесли в Испанию арабы («алькерк 5 х 5»), с переносом ее на шахматную доску. При этом из шахмат заимствовано проведение и превращение шашек на последней горизонтали (в дамки. - А. К.) и название «дамка» или «дама». В шахматах это слово обозначает в ряде языков ферзя. И все же в этой гипотезе много неясного.

Как объяснить переход от доски в 25 клеток в алькерке к доске 8 х 8 в европейских шашках?

Как можно говорить о единстве стратегии в этих играх? Ведь в идее шашек заложено сражение двух армий с прорывом в тыл противника для нападения оттуда образованными дамками, а в алькерке ни дамок ни тыла нет.

Как объяснить трехрядное построение шашек на доске, не похожее ни на шахматное расположение, ни на расположение фишек на доске «алькерка»? В шашках на 64-клеточной доске приемы запирания имеют глубокий смысл, а ни в шахматах, ни в алькерке запирания нет. Не объясняется и причина общности между многими современными шашечными играми на 64-клеточной доске. Далее, зачем было переносить игру «алькерк» на шахматную доску; когда доска 8 х 8 давным-давно известна в шашках?

Если шашки произошли из принесенного арабами алькерка, то какие-нибудь сведения об этом сохранились бы. Видимо, шашки существовали в Испании до прихода арабов.

Что касается распространения шашечной игры во Франции, то, по утверждению Бойэ, "оформление игры в шашки в том приблизительном виде, какой она имеет сейчас, относится к ХIII-XIV векам".

 

Продолжение следует.

 

  • Хочется сказать огромное спасибо Миклушонку Андрею за возможность пользования его сканером.

  • Просьба сообщать, если найдутся ошибки в тексте: распознавание отсканированного материала всегда требует дополнительной корректировки.

============================

Новые страницы, не включенные в оглавление:

NEW!!!

Ссылки на шашечные ресурсы

Курсы шашечной композиции-2

Книга Куличихина (1-я часть)

 

 


Посмотреть обновления.

 

© Кульбанов Д., Алексеев А.

 

Hosted by uCoz