Не просто шашки  




Курсы шашечной композиции

 

 

       В настоящее время среди людей, увлекающихся шашечной игрой, очень многих заинтересовала шашечная деятельность, называемая композицией. Стали организовывать (во всяком случае в Беларуси) много конкурсов для составителей как в русские шашки, так и в международные. Причем подавляющее большинство конкурсов называются международными, хотя по составу участников они даже на союзные не катят. Но это уже другой вопрос. Ведь эта страница предназначена не для критики, а для пропаганды данного занятия.

       На этих страницах я постараюсь с максимальной пользой и простотой для вас поделиться своими знаниями и опытом в композиции.     

     Здесь будут рассмотрены: сущность составления, признаки основных жанров, требования к ним, ошибки/недостатки композиций и прочее с целью научить интересующихся составлению.

        Причем внимание уделим только русским шашкам. Во-первых, у меня нет навыков составления в международные шашки, а во-вторых, стоклетки в этом отношении значительно сложнее. А если вы хотите научиться составлять именно на большой доске, то я могу только дать ссылки к самостоятельному рассмотрению официальных требований композиции-100 и -64 из разных кодексов (из шаш.кодекса 1986 г.; шаш. кодекс Беларуси 1996 г.).

 

 

Лекция 1       Лекция 2      Лекция 3

 

 

 

Лекция №1

Что такое шашечная композиция.

 

       Шашечная композиция - это занятие, призванное находить ситуации на шашечной доске, показывающие возможности при установленных требованиях.

       Почему находить, а не составлять? Считаю, что определяя правила и требования мы даем жизнь всем возможным ситуациям шашечной игры (включающим в себя разные сочетания различных элементов), подпадающим под такие правила. Поэтому задача композитора - найти, но не просто ситуацию, а как можно более оригинальную по своему составу.

       Найденную ситуацию можно с условностью (в зависимости от ее оригинальности) назвать произведением шашечной композиции.

 

Основные жанры, их признаки.

 

       Основные жанры современной композиции - проблемы, этюды и задачи. Существуют еще несколько жанров, информацию о некоторых из них можно найти на страницах Неортодоксальная композиция, Четвертый жанр, Графические задачи, а также в кодексах.

       Проблема - это миттельшпильная ситуация с комбинационной игрой и заданием выигрыша или ничьей.

       По количеству шашек проблемы делят на собственно проблемы и миниатюры (с количеством шашек от 6х6 до 4х4).

       Пример простейшей проблемы: диаграмма №1

                                                            

       Задание: белые начинают и выигрывают.

       Решение: e5, b8, a7 (f4, f2), hg3,  b8, h2 +.

       Эта композиция может быть одновременно и миниатюрой и, в общем, проблемой: на конкурсах составителей, где нет выделенного жанра миниатюр, она может участвовать проблемой.

       Итак, признаки проблем:

  • начальное положение без дамок;

  • задание: начинающая сторона (принято называть ее "белые") должна добиться выигрыша либо ничьей;

  • соотношение количества шашек от 12х12 до 4х4;

  • присутствие комбинационного элемента: действия любой стороны (жертвы, угрозы, размены), форсирующие игру, т.е. меняющие ее плавное течение.

       Этюд - позиция с игрой эндшпильного содержания.

       Признаки:

  • количество материала: со стороны белых - максимально 4 единицы (шашек или дамок - в любых сочетаниях), у черных максимально 6 единиц;

  • наличие дамок и простых в начальной позиции;

  • задание аналогично проблемам.

        Пример этюда: диаграмма №2

                                                           

        Задание: белые начинают и выигрывают.

        Решение: a7(e3 A), g1, e3 +. A(d2),c5 +.

 

       Задача - неограниченная по соотношению качества и количества шашек позиция с заданием запереть (блокировать, заключить) определенный материал противоположной стороны.

         Пример: диаграмма №3

                                                            

         Задание: запереть дамку и простую.

         Решение: dc3, f6(b6 A), c7, g5, cf4, b4-c3(c5), cd4, dc3, db2, d2, e1, c3, c1 #. A(a3), g5, cb6, ab4, c5 #.

         Признаки:

  • задание запереть определенное количество простых и/или дамок;

  • неограниченный материал (но в пределах набора русских шашек) по качеству и количеству шашек с обеих сторон.

       Все рассмотренные признаки позволяют сказать, что какая-то позиция может претендовать на называние ее композицией определенного жанра. В следующей лекции мы рассмотрим требования к позициям, выполнение которых и делает последних композициями.

 


       Совет 01: для начала слово о записи решений. Принятая многими составителями и возможная к использованию в практической игре, следующая форма нотации рекомендуется мною к вашему запоминанию. Она не сложна. К тому же, ее применяют при оформлении отчетов соревнований составителей, требуют записывать решения в конкурсах по решению шашечных позиций. В записи решений обычно обходятся без нумерации ходов. Ходы черных шашек записывают в круглых скобках. Рассмотрим запись решения композиции на диаграмме №2: когда на какую-либо клетку можно походить только одной шашкой с определенного места, записывают только клетку-назначение. Если бы, к примеру, еще была шашка на b6, то первый ход пришлось бы записать b8-a7. Первый ход в решении позиции на диаграмме №3: добавлена литера для обозначения клетки-НачалаХода, так как на c3 можно походить с трех соседних клеток. Единственные (с точки зрения правил игры: обязательные взятия, и другие) ходы черных обычно не упоминают. Пары ходов (или ходы белых - при единственности ходов у черных) разделяют запятыми. Если у черных есть из нескольких только один нормальный ход (с точки зрения дальнейших последствий), то его обычно и записывают в скобке:  b4-c3(c5),... Если же у черных есть и другой ход, то для него делают ссылку в виде заглавных букв латинского алфавита (A, B, C, D, ...): (e3 A). В конце приводят этот вариант следующим образом: A(d2)... Аналогично оформляют ложные следы и иллюзорную игру (о них - дальше), только вместо латинских литер пишут римские цифры I, II, III  и так далее: например, ..., I a3 (по отношению к ходу белых) или (b6 IV) (по отношению к черным). Выигрыш: +, ничья: =. Заключение шашек удобно обозначать: #. Иногда выполнение задания оканчивают в записи просто - точкой.


 

 

Лекция №2

 

Лекция №3

В разработке.

 

============================

Новые страницы, не включенные в оглавление:

NEW!!!

Ссылки на шашечные ресурсы

Курсы шашечной композиции-2

Книга Куличихина (1-я часть)

 

 

 

Посмотреть обновления.

 

© Кульбанов Д., Алексеев А.

 

Hosted by uCoz