Страница от 02.05.2004
Теория темпов в шашечной
композиции
(и о композиции в общем)
Слесарчик Д. Я.
Шашечная композиция является своеобразной областью шашечного искусства, сущность
которой заключается в составлении искусственных позиций с неочевидным решением,
отражающим особенности взаимодействия шашечных пешек на доске.
Шашечной композиции свойственны композиционные разветвления — строгая
последовательность единственных ходов без лишних пешек в финальной позиции.
Комбинационные проблемы из всех разделов шашечной композиции наиболее близки к
практической игре, но их составлением занимаются лишь немногие практики. А ведь
композиция (и особенно проблемы) помогает развивать комбинационное зрение, учит
глубже вникать в позицию, расширяет кругозор и поднимает общую культуру шашиста.
Составители проблем приносят огромную помощь мастерам-практикам, обогащая
шашечное искусство все новыми, нередко фантастическими идеями. Знание новых идей
помогает шашистам-практикам одерживать победы. Между двумя разновидностями
шашечного искусства существует обратная связь. Нередко практическая партия с ее
неиспользованными возможностями дает составителю идеи, побуждает его к
творчеству. Когда теория шашек отсутствовала, некоторые любители пытались
собирать отдельные интересные позиции из партий с жертвенными выигрышными
комбинациями или любопытными окончаниями, что закономерно повлекло за собой и
составление подобных искусственных позиций, получивших название проблемы.
Проблема представляла собой как бы позицию из практической партии, в которой
белые, находясь в трудном положении выигрывали при помощи эффектной
форсированной комбинации или же тонкими маневрами доводили игру до выигрыша или
ничьей.
Составление шашечных образов, возникновение шашечных композиций покрыты той же
глубокой тайной творчества. И действительно, даже не верится, что несколько
шашек, расставленных на доске, могут глубоко взволновать человека!
Решение остроумной композиции приносит радость и счастливые минуты. По таблице
темпов можно составлять только красивые, только тонкие, я бы сказал,
захватывающие примеры, причем из различных областей шашечного творчества:
миттельшпиля, а также позиций с небольшим количеством шашек. Разобравшись,
читатель не только почувствует себя причастным к миру прекрасного, но и повысит
свою шашечную культуру, спортивное мастерство, приобщиться к творчеству. В свою
очередь, изучение шашечных мыслей расширяет общий кругозор. В этом автор видит
свою главную задачу.
Теория темпов дает возможность составлять захватывающие примеры шашечной
композиции. Для выяснения благоприятствования соотношения темпов нужно
суммировать шашки (белые и черные), занимающие поля на всех вертикалях доски.
Итог дает темповое число для белых и черных шашек применять в любой момент
партии.
Перед первым ходом в партии темповое число каждой из сторон равно 16. Подсчет
производится так. Шашка, стоящая на первой клетке вертикали (со своей стороны),
получает 1 очко, по второй — 2, по третей — 3, по четвертой — 4. Затем
определяется сумма для белых и черных шашек. Темповое число сокращенно
обозначается Т. Темповое число белых: Т1 = 3 + 1 + 3 + 1 + 3 + 1 + 3 + 1 = 16;
темповое число черных также равно 16. Таким образом, в начальном положении белые
шашки вместе несут в себе 16 темпов, черные тоже 16. Теперь рассмотрим, что
будет при ударных ходах:
Темповое число белых — 15, черных — 14. Белые выиграли один темп. В борьбе за
пространство участвуют не только выдвинутые вперед активные шашки, но и все
остальные. Дальнейшие «тихие ходы» обоих противников сохраняют эту разницу.
Такое положение меняет первый же размен. Как составить проблему?
1. Общее темповое число Т0 = 1119 определяем по таблице композиционных темпов;
2. Темповое число белых Т1 = 11;
3. Темповое число черных Т2 = 19;
4. Произвольный набор суммы темпового числа белых Т1 = 5 + 2 + 1 + 1 + 1 + 1 =
11. Темповый ряд белых в обозначении вертикальной доски
5 |
0 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
a |
b |
c |
d |
e |
f |
g |
h |
5. Произвольный набор суммы темпового числа черных Т2 = 3 + 2 + 2 + 5 + 7 = 19
0 |
0 |
3 |
2 |
2 |
5 |
0 |
7 |
A |
b |
c |
d |
e |
f |
g |
h |
Переход от цифрового темпового ряда к буквенно-цифровой нотации осуществляется по таблице темпов.
Таблица композиционных темпов:
128 |
711 |
911 |
1117 |
1220 |
1411 |
1512 |
1614 |
1816 |
1919 |
2115 |
129 |
712 |
912 |
1118 |
1310 |
1412 |
1513 |
1615 |
1817 |
1921 |
2116 |
149 |
713 |
913 |
1119 |
1311 |
1413 |
1514 |
1616 |
1818 |
1922 |
2117 |
159 |
714 |
914 |
1210 |
1312 |
1414 |
1515 |
1617 |
1819 |
2014 |
2120 |
168 |
810 |
915 |
1211 |
1313 |
1415 |
1516 |
1618 |
1820 |
2015 |
2214 |
219 |
811 |
916 |
1212 |
1314 |
1416 |
1517 |
1619 |
1910 |
2016 |
2217 |
510 |
812 |
917 |
1213 |
1315 |
1417 |
1518 |
1620 |
1912 |
2017 |
2219 |
511 |
813 |
919 |
1214 |
1316 |
1418 |
1519 |
1621 |
1913 |
2018 |
2318 |
514 |
814 |
1010 |
1215 |
1317 |
1419 |
1520 |
1711 |
1914 |
2019 |
2320 |
611 |
815 |
1011 |
1216 |
1318 |
1420 |
1521 |
1712 |
1915 |
2020 |
2419 |
612 |
815 |
1012 |
1217 |
1319 |
1421 |
1611 |
1713 |
1916 |
2026 |
2518 |
613 |
817 |
1013 |
1218 |
1321 |
1510 |
1612 |
1714 |
1917 |
2110 |
2617 |
710 |
910 |
1014 |
1219 |
1410 |
1511 |
1613 |
1715 |
1918 |
2114 |
|
Таблица темпов:
|
1 |
2 |
3 |
3» |
4 |
4» |
5 |
5» |
6 |
6» |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
2 |
3 |
3» |
4 |
4» |
A |
A1 |
A3 |
A1 A3 |
A5 |
A1 A5 |
A7 |
A3 A5 |
A1 A7 |
A1 A3 A5 |
A3 A7 |
A5 A7 |
A1 A5 A7 |
A3 A5 A7 |
A1 A3 A5 A7 |
A7 |
A5 |
A5 A7 |
A3 |
A3 A7 |
|
B |
B2 |
B4 |
B2 B4 |
B6 |
B2 B6 |
|
B4 B6 |
|
B2 B4 B6 |
|
|
|
|
|
B8 |
B6 |
B6 B8 |
B4 |
B4 B8 |
B2 |
C |
C1 |
C3 |
C1 C3 |
C5 |
C1 C5 |
C7 |
C3 C5 |
C1 C7 |
C1 C3 C5 |
C3 C7 |
C5 C7 |
C1 C5 C7 |
C3 C5 C7 |
C1 C3 C5 C7 |
C7 |
C5 |
C5 C7 |
C3 |
C3 C7 |
|
D |
D2 |
D4 |
D2 D4 |
D6 |
D2 D6 |
|
D4 D6 |
|
D2 D4 D6 |
|
|
|
|
|
D8 |
D6 |
D6 D8 |
D4 |
D4 D8 |
D2 |
E |
E1 |
E3 |
E1 E3 |
E5 |
E1 E5 |
E7 |
E3 E5 |
E1 E7 |
E1 E3 E5 |
E3 E7 |
E5 E7 |
E1 E5 E7 |
E3 E5 E7 |
E1 E3 E5 E7 |
E7 |
E5 |
E5 E7 |
E3 |
E3 E7 |
|
F |
F2 |
F4 |
F2 F4 |
F6 |
F2 F6 |
|
F4 F6 |
|
F2 F4 F6 |
|
|
|
|
|
F8 |
F6 |
F6 F8 |
F4 |
F4 F8 |
F2 |
G |
G1 |
G3 |
G1 G3 |
G5 |
G1 G5 |
G7 |
G3 G5 |
G1 G7 |
G1 G3 G5 |
G3 G7 |
G5 G7 |
G1 G5 G7 |
G3 G5 G7 |
G1 G3 G5 G7 |
G7 |
G5 |
G5 G7 |
G3 |
G3 G7 |
|
H |
H2 |
H4 |
H2 H4 |
H6 |
H2 H6 |
|
H4 H6 |
|
H2 H4 H6 |
|
|
|
|
|
H8 |
H6 |
H6 H8 |
H4 |
H4 H8 |
H2 |
Продолжение таблицы темпов по горизонтали:
5 |
5» |
6 |
6» |
7 |
8 |
9 |
10 |
A3 A5 |
|
A3 A5 A7 |
|
|
|
|
|
B4 B6 |
B2 B8 |
B4 B6 B8 |
B2 B6 |
B2 B4 |
B2 B4 B8 |
B2 B4 B6 |
B2 B4 B6 B8 |
C3 C5 |
|
C3 C5 C7 |
|
|
|
|
|
D4 D6 |
D2 D8 |
D4 D6 D8 |
D2 D6 |
D2 D4 |
D2 D4 D8 |
D2 D4 D6 |
D2 D4 D6 D8 |
E3 E5 |
|
E3 E5 E7 |
|
|
|
|
|
F4 F6 |
F2 F8 |
F4 F6 F8 |
F2 F6 |
F2 F4 |
F2 F4 F8 |
F2 F4 F6 |
F2 F4 F6 F8 |
G3 G5 |
|
G3 G5 G7 |
|
|
|
|
|
H4 H6 |
H2 H8 |
H4 H6 H8 |
H2 H6 |
H2 H4 |
H2 H4 H8 |
H2 H4 H6 |
H2 H4 H6 H8
|