Не просто шашки  



Теория темпов в шашечной композиции

(и о композиции в общем)

 Слесарчик Д. Я.

 

Шашечная композиция является своеобразной областью шашечного искусства, сущность которой заключается в составлении искусственных позиций с неочевидным решением, отражающим особенности взаимодействия шашечных пешек на доске.

Шашечной композиции свойственны композиционные разветвления — строгая последовательность единственных ходов без лишних пешек в финальной позиции. Комбинационные проблемы из всех разделов шашечной композиции наиболее близки к практической игре, но их составлением занимаются лишь немногие практики. А ведь композиция (и особенно проблемы) помогает развивать комбинационное зрение, учит глубже вникать в позицию, расширяет кругозор и поднимает общую культуру шашиста.

Составители проблем приносят огромную  помощь мастерам-практикам, обогащая шашечное искусство все новыми, нередко фантастическими идеями. Знание новых идей помогает шашистам-практикам одерживать победы. Между двумя разновидностями шашечного искусства существует обратная связь. Нередко практическая партия с ее неиспользованными возможностями дает составителю идеи, побуждает его к творчеству. Когда теория шашек отсутствовала, некоторые любители пытались собирать отдельные интересные позиции из партий с жертвенными выигрышными комбинациями или любопытными окончаниями, что закономерно повлекло за собой и составление подобных искусственных позиций, получивших название проблемы. Проблема представляла собой как бы позицию из практической партии, в которой белые, находясь в трудном положении выигрывали при помощи эффектной форсированной комбинации или же тонкими маневрами доводили игру до выигрыша или ничьей.

Составление шашечных образов, возникновение шашечных композиций покрыты той же глубокой тайной творчества. И действительно, даже не верится, что несколько шашек, расставленных на доске, могут глубоко взволновать человека!

Решение остроумной композиции приносит радость и счастливые минуты. По таблице темпов можно составлять только красивые, только тонкие, я бы сказал, захватывающие примеры, причем из различных областей шашечного творчества: миттельшпиля, а также позиций с небольшим количеством шашек. Разобравшись, читатель не только почувствует себя причастным к миру прекрасного, но и повысит свою шашечную культуру, спортивное мастерство, приобщиться к творчеству. В свою очередь, изучение шашечных мыслей расширяет общий кругозор. В этом автор видит свою главную задачу.

Теория темпов дает возможность составлять захватывающие примеры шашечной композиции. Для выяснения благоприятствования соотношения темпов нужно суммировать шашки (белые и черные), занимающие поля на всех вертикалях доски. Итог дает темповое число для белых и черных шашек применять в любой момент партии.

Перед первым ходом в партии темповое число каждой из сторон равно 16. Подсчет производится так. Шашка, стоящая на первой клетке вертикали (со своей стороны), получает 1 очко, по второй — 2, по третей — 3, по четвертой — 4. Затем определяется сумма для белых и черных шашек. Темповое число сокращенно обозначается Т. Темповое число белых: Т1 = 3 + 1 + 3 + 1 + 3 + 1 + 3 + 1 = 16; темповое число черных также равно 16. Таким образом, в начальном положении белые шашки вместе несут в себе 16 темпов, черные тоже 16. Теперь рассмотрим, что будет при ударных ходах:

Темповое число белых — 15, черных — 14. Белые выиграли один темп. В борьбе за пространство участвуют не только выдвинутые вперед активные шашки, но и все остальные. Дальнейшие «тихие ходы» обоих противников сохраняют эту разницу. Такое положение меняет первый же размен. Как составить проблему?

1.      Общее темповое число Т0 = 1119 определяем по таблице композиционных темпов;

2.      Темповое число белых Т1 = 11;

3.      Темповое число черных Т2 = 19;

4.      Произвольный набор суммы темпового числа белых Т1 = 5 + 2 + 1 + 1 + 1 + 1 = 11. Темповый ряд белых в обозначении вертикальной доски

5

0

2

1

1

1

1

0

a

b

c

d

e

f

g

h

5.      Произвольный набор суммы темпового числа черных Т2 = 3 + 2 + 2 + 5 + 7 = 19

0

0

3

2

2

5

0

7

A

b

c

d

e

f

g

h

Переход от цифрового темпового ряда к буквенно-цифровой нотации осуществляется по таблице темпов.

Таблица композиционных темпов:

128

711

911

1117

1220

1411

1512

1614

1816

1919

2115

129

712

912

1118

1310

1412

1513

1615

1817

1921

2116

149

713

913

1119

1311

1413

1514

1616

1818

1922

2117

159

714

914

1210

1312

1414

1515

1617

1819

2014

2120

168

810

915

1211

1313

1415

1516

1618

1820

2015

2214

219

811

916

1212

1314

1416

1517

1619

1910

2016

2217

510

812

917

1213

1315

1417

1518

1620

1912

2017

2219

511

813

919

1214

1316

1418

1519

1621

1913

2018

2318

514

814

1010

1215

1317

1419

1520

1711

1914

2019

2320

611

815

1011

1216

1318

1420

1521

1712

1915

2020

2419

612

815

1012

1217

1319

1421

1611

1713

1916

2026

2518

613

817

1013

1218

1321

1510

1612

1714

1917

2110

2617

710

910

1014

1219

1410

1511

1613

1715

1918

2114

 

 

Таблица темпов:

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

A

A1

A3

A1

A3

A5

A1

A5

A7

A3

A5

A1

A7

A1

A3

A5

A3

A7

A5

A7

A1

A5

A7

A3

A5

A7

A1

A3

A5

A7

A7

A5

A5

A7

A3

A3

A7

 

B

B2

B4

B2

B4

B6

B2

B6

 

B4

B6

 

B2

B4

B6

 

 

 

 

 

B8

B6

B6

B8

B4

B4

B8

B2

C

C1

C3

C1

C3

C5

C1

C5

C7

C3

C5

C1

C7

C1

C3

C5

C3

C7

C5

C7

C1

C5

C7

C3

C5

C7

C1

C3

C5

C7

C7

C5

C5

C7

C3

C3

C7

 

D

D2

D4

D2

D4

D6

D2

D6

 

D4

D6

 

D2

D4

D6

 

 

 

 

 

D8

D6

D6

D8

D4

D4

D8

D2

E

E1

E3

E1

E3

E5

E1

E5

E7

E3

E5

E1

E7

E1

E3

E5

E3

E7

E5

E7

E1

E5

E7

E3

E5

E7

E1

E3

E5

E7

E7

E5

E5

E7

E3

E3

E7

 

F

F2

F4

F2

F4

F6

F2

F6

 

F4

F6

 

F2

F4

F6

 

 

 

 

 

F8

F6

F6

F8

F4

F4

F8

F2

G

G1

G3

G1

G3

G5

G1

G5

G7

G3

G5

G1

G7

G1

G3

G5

G3

G7

G5

G7

G1

G5

G7

G3

G5

G7

G1

G3

G5

G7

G7

G5

G5

G7

G3

G3

G7

 

H

H2

H4

H2

H4

H6

H2

H6

 

H4

H6

 

H2

H4

H6

 

 

 

 

 

H8

H6

H6

H8

H4

H4

H8

H2

       Продолжение таблицы темпов по горизонтали:

5

6

7

8

9

10

A3

A5

 

A3

A5

A7

 

 

 

 

 

B4

B6

B2

B8

B4

B6

B8

B2

B6

B2

B4

B2

B4

B8

B2

B4

B6

B2

B4

B6

B8

C3

C5

 

C3

C5

C7

 

 

 

 

 

D4

D6

D2

D8

D4

D6

D8

D2

D6

D2

D4

D2

D4

D8

D2

D4

D6

D2

D4

D6

D8

E3

E5

 

E3

E5

E7

 

 

 

 

 

F4

F6

F2

F8

F4

F6

F8

F2

F6

F2

F4

F2

F4

F8

F2

F4

F6

F2

F4

F6

F8

G3

G5

 

G3

G5

G7

 

 

 

 

 

H4

H6

H2

H8

H4

H6

H8

H2

H6

H2

H4

H2

H4

H8

H2

H4

H6

H2

H4

H6

H8

 

 

Посмотреть обновления.

 

© Кульбанов Д., Алексеев А.

 

 

 

 

 
Hosted by uCoz