Не просто шашки |
Теория темпов в шашечной композиции (и о композиции в общем) Слесарчик Д. Я.
Шашечная композиция является своеобразной областью шашечного искусства, сущность которой заключается в составлении искусственных позиций с неочевидным решением, отражающим особенности взаимодействия шашечных пешек на доске. Шашечной композиции свойственны композиционные разветвления — строгая последовательность единственных ходов без лишних пешек в финальной позиции. Комбинационные проблемы из всех разделов шашечной композиции наиболее близки к практической игре, но их составлением занимаются лишь немногие практики. А ведь композиция (и особенно проблемы) помогает развивать комбинационное зрение, учит глубже вникать в позицию, расширяет кругозор и поднимает общую культуру шашиста. Составители проблем приносят огромную помощь мастерам-практикам, обогащая шашечное искусство все новыми, нередко фантастическими идеями. Знание новых идей помогает шашистам-практикам одерживать победы. Между двумя разновидностями шашечного искусства существует обратная связь. Нередко практическая партия с ее неиспользованными возможностями дает составителю идеи, побуждает его к творчеству. Когда теория шашек отсутствовала, некоторые любители пытались собирать отдельные интересные позиции из партий с жертвенными выигрышными комбинациями или любопытными окончаниями, что закономерно повлекло за собой и составление подобных искусственных позиций, получивших название проблемы. Проблема представляла собой как бы позицию из практической партии, в которой белые, находясь в трудном положении выигрывали при помощи эффектной форсированной комбинации или же тонкими маневрами доводили игру до выигрыша или ничьей. Составление шашечных образов, возникновение шашечных композиций покрыты той же глубокой тайной творчества. И действительно, даже не верится, что несколько шашек, расставленных на доске, могут глубоко взволновать человека! Решение остроумной композиции приносит радость и счастливые минуты. По таблице темпов можно составлять только красивые, только тонкие, я бы сказал, захватывающие примеры, причем из различных областей шашечного творчества: миттельшпиля, а также позиций с небольшим количеством шашек. Разобравшись, читатель не только почувствует себя причастным к миру прекрасного, но и повысит свою шашечную культуру, спортивное мастерство, приобщиться к творчеству. В свою очередь, изучение шашечных мыслей расширяет общий кругозор. В этом автор видит свою главную задачу. Теория темпов дает возможность составлять захватывающие примеры шашечной композиции. Для выяснения благоприятствования соотношения темпов нужно суммировать шашки (белые и черные), занимающие поля на всех вертикалях доски. Итог дает темповое число для белых и черных шашек применять в любой момент партии. Перед первым ходом в партии темповое число каждой из сторон равно 16. Подсчет производится так. Шашка, стоящая на первой клетке вертикали (со своей стороны), получает 1 очко, по второй — 2, по третей — 3, по четвертой — 4. Затем определяется сумма для белых и черных шашек. Темповое число сокращенно обозначается Т. Темповое число белых: Т1 = 3 + 1 + 3 + 1 + 3 + 1 + 3 + 1 = 16; темповое число черных также равно 16. Таким образом, в начальном положении белые шашки вместе несут в себе 16 темпов, черные тоже 16. Теперь рассмотрим, что будет при ударных ходах: Темповое число белых — 15, черных — 14. Белые выиграли один темп. В борьбе за пространство участвуют не только выдвинутые вперед активные шашки, но и все остальные. Дальнейшие «тихие ходы» обоих противников сохраняют эту разницу. Такое положение меняет первый же размен. Как составить проблему? 1. Общее темповое число Т0 = 1119 определяем по таблице композиционных темпов; 2. Темповое число белых Т1 = 11; 3. Темповое число черных Т2 = 19; 4. Произвольный набор суммы темпового числа белых Т1 = 5 + 2 + 1 + 1 + 1 + 1 = 11. Темповый ряд белых в обозначении вертикальной доски
5. Произвольный набор суммы темпового числа черных Т2 = 3 + 2 + 2 + 5 + 7 = 19
Переход от цифрового темпового ряда к буквенно-цифровой нотации осуществляется по таблице темпов. Таблица композиционных темпов:
Таблица темпов:
Продолжение таблицы темпов по горизонтали:
|