Не просто шашки  




Курсы шашечной композиции

 

 

      

 

Лекция 1       Лекция 2       Лекция 3

 

 

 

Лекция №2

 

Определяющие требования.


 

Невыполнение этих требований уничтожает композицию (есть исключения).


Для этюдов и задач. Решение с как минимум двумя разветвлениями и разными непохожими финалами.
Разветвление - это вариант дальнейшей игры, зависящий от того, какой выбор сделает сторона, против которой выполняется задание. Обычно выбор дается черным (условимся: сторона, выполняющая задание, называется белыми, вторая сторона - понятно, черными) на первом ходу.
Это и видно на диаграмме 2, лекция 1 после первого хода белых: черные могут походить 1...cd2 или 1...de3, что и приводит к двум финалам: построение
"петли" на разных сторонах доски.
Выбор иногда дается и после вступления (как у задачи - диаграмма 3, Лекция 1: 1
.d4-c3 f6:d4 2.c3: f6 ), но это уже другой вопрос.
Для задач, этюдов и проблем.

1.....Естественность начальной расстановки. Легальность позиции. Это такое расположение шашек, при котором понятен/доказуем последний ход черных. Причем для доказательства можно взять ситуацию (причем, обязательно легальную) за несколько ходов до композиционной. Например, диаграмма 4. Последний ход может быть 0...b8-a7. Докажем также вторым способом, возьмем следующую позицию: белые a1,c1,c5,e1,e7.g1,h2, черные a3,a7,b2,b4,c3,d6,e3,f8,g7. И приведем ее к диаграмме 4: 1...g7-f6 2.e7:g5 f8-e7. Количество ходов для доказательства не ограничено, и, конечно, можно/следует использовать кооперативную игру.

2.....Отсутствие побочных решений и нерешаемостей в авторских вариантах.
Нерешаемость (НР) - найденная более лучшая игра за черных, не позволяющая белым выполнить задание.

Пример, диаграмма №4:

Белые начинают и выигрывают.

Авторское решение (в полной нотации):

1. g1-f2 e3:g1 2. h2-g3 g1:b6 3. e1-d2 c3:f6 4. a1:g7 e7-f6 5. g7:e5 a7-b6 6. e5-d6 b6-a5
7. d6-e7 a5-b4 8. e7-f8 b4-c3 9. f8-g7
a3-b2 10.c1:a3 c3-d2 11.g7-c3 d2:b4 12.a3:c5.

Казалось бы, красота - почти миниатюра + уничтожение двух дамок; но все портит нерешаемость. После 6. e5-d6 черные ходят b6-c5, и выигрывают уже они...

 

Побочное решение - неучтенный автором вариант игры, также позволяющий выполнить задание.

Различают полное побочное (ППР) и частное побочное решение (ЧПР). Полное, когда задание можно выполнить другим путем начиная с первого хода.

Пример, диаграмма №5:

Белые начинают и выигрывают.

Авторское решение (в полной нотации):

1. d6-e7 f6:d8 2. e5-f6 g5:e7 3. f4-e5 d2:d6 4. d4-c5 b6:d4 5. e1-d2 c3:e1 6. a1:c7 d8:b6
7. c1-b2 a3:c1 8. g3-h4 e1:g3 9. h2:f4 c1:g5 10. h4:h8 a7-b6 11. h8-d4 b6-a5 12. d4-c3 h6-g5
13. c3-d2 g5-h4 14. d2-e1.

Неплохая вариация на тему "лестницы", если бы не побочные решения.

К примеру: ЧПР - 1. d6-e7 f6:d8 2. g3-h4 g7-f6 3. e5:g7 h6:f8 4. h4:f6 c3:g3 5. a1:c7 d2:f4 6. f2:h4 d8:b6 7. h4-g5 f4:h6 8. f6-g7 b6-c5 9. e1-d2 h6-g5 10. g7-h8 g5-f4 11. h8-c3.

 

Если в проблеме один из вариантов имеет ЧПР, а другой(ие) совершенно полноценны, то уничтожается только вариант с ЧПР.

То же касается и этюдов, только необходимо помнить, что в этом жанре должны остаться как минимум два совершенно "чистых" варианта.

А вот с задачами сложнее - при любом количестве вариантов один бракованный сразу же уничтожает композицию.

                                                    

 


       Совет 02: еще один момент нотации. Один из ходов в некой статье был записан так: А.(2b4). Запись может показаться непонятной. И все из-за стремления композиторов к минимизации нотации.
На самом деле все просто. Разберемся. Основное правило шашечной (да и шахматной) записи - обозначение поля сначала литерой, а затем цифрой (например, b4).
Разобьем пример на части:
* А. - один из композиционных вариантов;
* ( ) - ход черных;
* в соответствии с вышерассмотренным правилом часть 2b не может обозначать конкретное поле (хотя поле b2 "существует"), значит начальное поле хода черных обозначено цифрой 2, а конечное - b4. Допустим, что запись верна, значит она должна быть однозначной в понимании. Простая за ход со второй горизонтали может попасть на четвертую (b4) только в процессе удара (взятия), следовательно она бьет с поля d2. Поэтому запись "2b4" следует понимать d2:b4.
Еще один пример минимизации нотации. Ситуацию на диаграмме 5 можно записать так:

a1c1d46e135f24g3h2 - a37b246c3d2f6g57h6.
Цифры после литеры обозначают ту же вертикаль
(e135 = e1,e3,e5).


 

 

В проблемах. Обязательное участие в действиях на доске всех шашек. Прошли те времена, когда можно было считать композицией обычную практическую комбинацию. Так что если вы в одной из турнирных партий провели разгромную (или не совсем) комбинацию, то это всего лишь "глина", из которой необходимо "вылепить" что-то стоящее. В этой связи можно выделить полноценно играющие шашки, пассивные и статисты. Статист - шашка не принимающая участия в игре, ее можно снять и не нарушить авторский замысел. В концовках "старой школы" статистов вообще было куча, ведь ставилась задача только показа комбинации, которая обычно приводила к обычным неоспоримо выигранным ситуациям (например, к прорыву в дамки). Статист однозначно уничтожает композицию. Пассивная шашка играет ограниченную роль: "держит" начальную расстановку или позволяет избежать побочного решения и почти не двигается. Пассивность обычно только ухудшает оценку позиции. Однако граница между статичностью и пассивностью очень смутная: здесь играет роль конкретная ситуация и судейство. В следующих выпусках я затрону этот вопрос поконкретнее.

Ситуация с пассивностью и статичностью в этюдах очень редка. Лично я считаю этот вопрос теоретическим, поэтому рассматривать не будем.

В задачах. Отсутствие лишних шашечных единиц в финальной позиции. То есть должно быть такое количество белых шашек, чтобы удерживать блокированными (запертыми) необходимое количество черных единиц. Например, запирая дамку на, скажем, поле a5 необходимы только шашки (простые или дамки) белых b4,b6,c7,c3. Если в одном из вариантов данное требование экономичности не выполняется, то композиция полностью бракуется. На диаграмме 6 - известная бракованная задача Фролова (вроде...). Почему ее не забыли, не выкинули как брак? Во-первых, она трехвариантная. Во-вторых, суперминиатюрная. В-третьих: незначительное материальное преимущество, что в задачах редкое явление. Жаль выбрасывать...

Диаграмма №6:

 

Решение:

1.g1-f2 e3-d2 (A) 2.e1:c3 f2-g1 (B) 3.c3-d2 4.d2-e1 # (здесь лишняя c1).

A) 1...f2-g1 2.e1-f2 3.c1:e3 #.  B) 2...f2-e1 3.c1-d2 4.h2-g1 #.

 


       Совет 03: понемногу изучайте кодексы в части требований к композициям, но сильно не увлекайтесь - в них очень различны не только формулировки понятий, но что важно толкование их.
Например, по-разному трактуются такие элементы как: финал и мотив, пассивность и статичность.
Также различные точки зрения можно узнать из статей/книг ведущих составителей. Очень основательную информацию можно почерпнуть из статей Шклудова (как журнальных: "Мой журнал"..., так и в интернете, на Тавлеях). Новую книгу Иванова я могу порекомендовать только в части примеров составления.
В общем, читайте, но не заучивайте.


 

 

 

Лекция №3

В разработке.

 

============================

Новые страницы, не включенные в оглавление:

NEW!!!

Ссылки на шашечные ресурсы

Курсы шашечной композиции-2

Книга Куличихина (1-я часть)

 

 

 

Посмотреть обновления.

 

© Кульбанов Д., Алексеев А.

 

Hosted by uCoz