Не просто шашки |
Курсы шашечной композиции
Определяющие требования.
Невыполнение этих требований уничтожает композицию (есть исключения).
1.....Естественность начальной расстановки. Легальность позиции. Это такое расположение шашек, при котором понятен/доказуем последний ход черных. Причем для доказательства можно взять ситуацию (причем, обязательно легальную) за несколько ходов до композиционной. Например, диаграмма 4. Последний ход может быть 0...b8-a7. Докажем также вторым способом, возьмем следующую позицию: белые a1,c1,c5,e1,e7.g1,h2, черные a3,a7,b2,b4,c3,d6,e3,f8,g7. И приведем ее к диаграмме 4: 1...g7-f6 2.e7:g5 f8-e7. Количество ходов для доказательства не ограничено, и, конечно, можно/следует использовать кооперативную игру.
2.....Отсутствие побочных решений и нерешаемостей
в авторских вариантах. Пример, диаграмма №4:
Белые начинают и выигрывают. Авторское решение (в полной нотации):
1. g1-f2 e3:g1 2. h2-g3 g1:b6 3. e1-d2 c3:f6 4. a1:g7 e7-f6 5.
g7:e5 a7-b6 6. e5-d6 b6-a5 Казалось бы, красота - почти миниатюра + уничтожение двух дамок; но все портит нерешаемость. После 6. e5-d6 черные ходят b6-c5, и выигрывают уже они...
Побочное решение - неучтенный автором вариант игры, также позволяющий выполнить задание. Различают полное побочное (ППР) и частное побочное решение (ЧПР). Полное, когда задание можно выполнить другим путем начиная с первого хода. Пример, диаграмма №5:
Белые начинают и выигрывают. Авторское решение (в полной нотации):
1. d6-e7 f6:d8 2. e5-f6 g5:e7 3. f4-e5 d2:d6 4. d4-c5 b6:d4 5.
e1-d2 c3:e1 6. a1:c7 d8:b6 Неплохая вариация на тему "лестницы", если бы не побочные решения. К примеру: ЧПР - 1. d6-e7 f6:d8 2. g3-h4 g7-f6 3. e5:g7 h6:f8 4. h4:f6 c3:g3 5. a1:c7 d2:f4 6. f2:h4 d8:b6 7. h4-g5 f4:h6 8. f6-g7 b6-c5 9. e1-d2 h6-g5 10. g7-h8 g5-f4 11. h8-c3.
Если в проблеме один из вариантов имеет ЧПР, а другой(ие) совершенно полноценны, то уничтожается только вариант с ЧПР. То же касается и этюдов, только необходимо помнить, что в этом жанре должны остаться как минимум два совершенно "чистых" варианта. А вот с задачами сложнее - при любом количестве вариантов один бракованный сразу же уничтожает композицию.
Совет 02: еще один момент нотации. Один из ходов в некой
статье был записан так: А.(2b4). Запись может показаться непонятной. И все из-за
стремления композиторов к минимизации нотации.
a1c1d46e135f24g3h2 - a37b246c3d2f6g57h6.
В проблемах. Обязательное участие в действиях на доске всех шашек. Прошли те времена, когда можно было считать композицией обычную практическую комбинацию. Так что если вы в одной из турнирных партий провели разгромную (или не совсем) комбинацию, то это всего лишь "глина", из которой необходимо "вылепить" что-то стоящее. В этой связи можно выделить полноценно играющие шашки, пассивные и статисты. Статист - шашка не принимающая участия в игре, ее можно снять и не нарушить авторский замысел. В концовках "старой школы" статистов вообще было куча, ведь ставилась задача только показа комбинации, которая обычно приводила к обычным неоспоримо выигранным ситуациям (например, к прорыву в дамки). Статист однозначно уничтожает композицию. Пассивная шашка играет ограниченную роль: "держит" начальную расстановку или позволяет избежать побочного решения и почти не двигается. Пассивность обычно только ухудшает оценку позиции. Однако граница между статичностью и пассивностью очень смутная: здесь играет роль конкретная ситуация и судейство. В следующих выпусках я затрону этот вопрос поконкретнее. Ситуация с пассивностью и статичностью в этюдах очень редка. Лично я считаю этот вопрос теоретическим, поэтому рассматривать не будем. В задачах. Отсутствие лишних шашечных единиц в финальной позиции. То есть должно быть такое количество белых шашек, чтобы удерживать блокированными (запертыми) необходимое количество черных единиц. Например, запирая дамку на, скажем, поле a5 необходимы только шашки (простые или дамки) белых b4,b6,c7,c3. Если в одном из вариантов данное требование экономичности не выполняется, то композиция полностью бракуется. На диаграмме 6 - известная бракованная задача Фролова (вроде...). Почему ее не забыли, не выкинули как брак? Во-первых, она трехвариантная. Во-вторых, суперминиатюрная. В-третьих: незначительное материальное преимущество, что в задачах редкое явление. Жаль выбрасывать... Диаграмма №6:
Решение: 1.g1-f2 e3-d2 (A) 2.e1:c3 f2-g1 (B) 3.c3-d2 4.d2-e1 # (здесь лишняя c1). A) 1...f2-g1 2.e1-f2 3.c1:e3 #. B) 2...f2-e1 3.c1-d2 4.h2-g1 #.
Совет 03: понемногу изучайте кодексы в части требований к
композициям, но сильно не увлекайтесь - в них очень различны не только
формулировки понятий, но что важно толкование их.
В разработке.
============================ Новые страницы, не включенные в оглавление: NEW!!!
© Кульбанов Д., Алексеев А.
|